чб

Образовательные игры: КАК, ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ.

Взято из описания компании "Игротехник". Автор Иван Моручков.


Детские интерактивные семейные праздники.

Компания «Игротехник» занимается проведением образовательных игр и игровых модулей для детских садов, школ вузов и компаний. Сейчас мы подготовили цикл игр для развития семейных отношений.  Самая подходящая форма для такого мероприятия – Детские интерактивные праздники.

Что это?
Детские интерактивные праздники - это созданное руками профессионалов игровое пространство.  Под словом пространство мы понимаем не кубики, мячи и  спорт тренажеры, а  в первую очередь социальное и психологическое пространство. Каждый из участников праздника сам решает, зачем он приходит и как использовать игровое пространство. Выбирайте сами, что заинтересует именно Вас:
- Вы сможете научиться чему-то (в зависимости от игры), ведь наш праздник – это всегда 3 часовая образовательная  ролевая игра.
- здесь Вы можете пообщаться с единомышленниками, ведь к нам приходят люди, заинтересованные в собственном развитии и развитии детей. Так что мы -  вполне детско-родительский клуб.
- Вы действительно сможете многое о себе узнать, потому что наши игротехники – это в первую очередь психологи. Мы считаем, что наши праздники – это серьезные психологические  тренинги. Именно так мы к ним относимся, так как наши игры отлично снимают зажимы, моделируют поведенческие траектории, меняют установки и др. Приходите, вы поймете, о чем я говорю.
- Вы можете прийти и просто отдохнуть со своей семьей, потому что праздник  - это семейное веселое мероприятие. Причем мы готовим игры так, чтобы интересно было играть всем от 3х лет.

Зачем мы проводим?
На самом деле, основных целей 3:
1     Чему-то научиться. Все знают, что в процессе игры легче усваивать материал, поэтом игровые методики так популярны сегодня в образовании. Мы стараемся писать игры на темы, которые не затрагиваются (или поверхностно изучаются) в школе, например -  экономика, финансы, время, музыка, изобразительное искусство и др. Темы могут быть совершенно разные.
2     Научиться общаться друг с другом. Основные наши семейные проблемы, как и проблемы на работе – в том, что мы просто не умеем общаться друг с другом. Слышим не то, что говорят, позволяем себе крик, неконтролируем эмоции.  Ролевая Игра – это лучшая возможность  корректировать свое поведение, ведь человек играющий – виден как на ладони.
3     Посмотреть на себя со стороны. Вне зависимости от темы и содержания игры, в игре мы другие. Человек Играющий – это человек, проявляющий себя, обнажающий свои эмоции . Всех, кто хочет глубже узнать природу игры – отправляю к Хейзинге https://ru.wikipedia.org/wiki/Homo_ludens

Что такое образовательная ролевая игра
Ролевая игра – это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и учебная одновременно.
Какие же функции она может выполнять?
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, её всестороннее влияние на ребёнка. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях. Сюжетно-ролевая игра выполняет воспитательную функцию.
Ролевая игра формирует у школьника способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра по общению. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
Дети стремятся к общению, к взрослости, а сюжетно-ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний ребёнка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
Как работает игротехник:
Игротехник – задет игру, ее мастерит. Его задача не в том, чтобы вовремя достать скакалки, или убежать с сундуком. Нет, хороший игротехник – практически не вмешивается в процесс, но руководит им со стороны.  Игра – это коллективное воображение участников, а Игротехник – лишь задает рамки вашему воображению. По-другому даже не скажешь, но тем кто не пробовал – стоит попробовать.

Игра может не получиться.
Сделать хорошую игру – очень сложно. Слишком много факторов, которые могут ее испортить: плохое настроение, зажатость, усталость – это только в начале. А в ходе игры может выползти что угодно – вплоть неадекватное поведение игроков. Поэтому очень важно в процессе игры доверять друг другу. Те, кто находится не в положении: «Я сейчас сюда пришел – давайте развлекайте меня», лучше пусть пойдут поиграют в активные физические игры или компьютерные симуляторы.
Вы можете получить не то, что хотите.
Разрыв шаблонов – это всегда тяжело. Поэтому, я не обещаю, что все сразу получится. По-тихонечку, мы сдвигаемся от таких простых установок, как: учиться – это когда за партой, отдыхать – на диване, игра – для развлечения, работа – скучно в офисе, семья -  Жена – моет посуду и др. Мы всегда ждем и ищем привычные  формы, а когда мы их не получаем – мы злимся, так как это напрягает наше сознание, а мы любим комфорт. Приходя в Макдоналдс, мы знаем точно, что получим в любой точке мира. Приходя на Детский интерактивный праздник, мы можем только предполагать, поэтому лучше не строить ожиданий, а просто прийти играть.
Ход игры
Игра – это возможность проигрыша. К этому надо быть готовым. Это не подстроенный квест с поиском деда мороза: за этим – на Кремлевские елки. Мы будем играть для того, чтобы учиться выигрывать и проигрывать. Еще одной особенностью ролевых игр – бывает непредсказуемость результата, его неоднозначная трактовка. После таких ситуаций бывают и обиды – очень важно все это проговорить на Рефлексии, которая проводится в конце и является частью игры.  Очень важно увидеть себя и свое поведение в игре, проанализировать его, чтобы потом не удивляться, почему в жизни мы ведем себя так, а не иначе.

Рефлексия
Обсуждение игры – это процесс едва ли не наиболее важный. НЕЛЬЗЯ уходить с обсуждения, если только вы не мастер ролевых игр и не делаете это специально. В процессе обсуждения мы отрабатываем полученный в игре опыт и это то уникальное, что дает нам ролевая игра. Профессиональное проведение рефлексии – это и есть тот психологический групповой тренинг, который проводится по итогам деятельности. Отнеситесь к данному утверждению серьезно.

Чего категорически нельзя делать

- В условиях практически отсутствия правил, не стоит оперировать терминами «честно нечестно», так как наша задача – не создание равных условий для всех игроков. И даже не победа в игре.
- обижаться на высказывания в игре.
- портить игру, словами: «чего это вы тут за хрень придумали?». Не нравится – выйди из игры не мешай другим.
- входить в игру не с начала, если только вы не опытный игротехник или участник.
- подбадривать участника, вышедшего из игры: «Давай сынок, тебе чего не интересно?»  - абсолютно запрещено. Не играю – это тоже ролевая позиция, в этой позиции любой участник может быть свободен.
- не выходить из игры по требованию игротехника. Люди могут заиграться – это опасное состояние. Его нужно контролировать.

Как правильно подготовиться к игре
Надо быть в условленное время (без опозданий) в условленном месте в хорошем настроении.

FAQ
1.      Мой ребенок не играет с незнакомыми. Наверное, ему не будет интересно. Я не пойду, просто зря выброшу деньги.
Если ваш ребенок не играет – то ему обязательно надо прийти. И вам вместе с ним. И обязательно попробовать сыграть. Возможно, что ребенок не играет при Вас, или не играет в определенные игры, или с определенными людьми. Не думаю, что обычный родитель в состоянии действительно разобраться в причинах поведения ребенка без профессиональной помощи (стандартное прикрытие «я лучше знаю своего ребенка» - есть ни что иное как нежелание глубоко разбираться).
В любом случае ребенок займет определенную позицию по поводу игры – и Вам надо точно ее знать и понимать его позицию, чтобы дальше искать правильные подходы к нему. В этом вам поможет полученный опыт и рекомендации игротехников.
2.      Я взрослый – мне будет скучно.
Скучно будет тому, кто будет неправильно относится к происходящему, кто не войдет в игру, или из-за собственной неуспешности попробует сломать игру. Если вы внутренне готовы погрузиться в игру – вам будет очень весело.
3.      У нас нет времени на развлечения. В это время мы будем заниматься настоящим образованием с педагогом.
Вам решать, как правильно выстраивать образование для ребенка и для себя. Мы лишь даем возможность. Наши игры – серьезные образовательные технологии, развлечение – лишь мотивационный побочный продукт, поэтому всем сторонникам «запартного» обучения рекомендуем хоть раз попробовать учиться по-другому.